Category: россия

Category was added automatically. Read all entries about "россия".

По границе Европы и Азии. Колпаки

Маршрут

Екатеринбург — Нижний Тагил (объездная) — пер. Большой Урал — Нижний Тагил (объездная) — поворот на Качканар — Промысла — гора Колпаки — Промысла — Теплая гора
и обратно

Обелиски Европа-Азия

1. Перевал Большой Урал

Европа-Азия на перевале Большой Урал
Стела находится у дороги Нижний Тагил — Серебрянка на перевале Большой Урал не недалеко от п. Синегорский. Установлена в 1967 г. в честь 50-летия октябрьской революции рабочими леспромхоза Синегорский (автор проекта А. А. Шмидт). Основу сооружения составляет стела из листовой стали. Высота ее 9 метров. На верхней грани стелы металлические серп и молот.
Вид с перевала Карасьи горы на перевал Большой Урал
Вид с перевала Карасьи горы на перевал Большой Урал
Вид с перевала Большой Урал на поселок Синегорский и перевал Синяя гора
пос. Синегорский. Вид с перевала Большой Урал
Примерно в 70 м от стелы в сторону Европы есть родник "Студёный".
Родник Студёный на перевале Большой Урал
Дорога: от Екатеринбурга по Серовскому тракту до развязки на Серебрянку — асфальт, дальше — щебенка хорошего качества.
Координаты: 57°53'43,10"с. ш. 59°33'53,60"в. д.

2. Промысла

Европа-Азия у пос. Промысла
Обелиск расположен у дороги Качканар — Чусовой в 9 км от поселка Промысла (в сторону Свердловской области).
Обелиск по проекту Алексея Залазаева был установлен в 2003 году. Это один из самых больших обелисков, его высота — 16 м. Через дорогу от обелиска устроена смотровая площадка с начерченой на асфальте линией, обозначающей границу частей света.
Европа-Азия у пос. Промысла
Дорога: асфальт.
Координаты: 58°33'42,30"с. ш. 59°13'56,50"в. д.

3. У горы Колпаки

Знак расположен на дороге Промысла — Медвежка у развилки Медвежка — Косья. К сожалению знак разрушен.
Таким он был.Теперь осталось только это...
Европа-Азия на дороге Промысла — Медведка недалеко от горы Колпаки (было)
Фото нашел здесь
Европа-Азия на дороге Промысла — Медведка недалеко от горы Колпаки (стало)
Напротив бывшего обелиска расположена деревянная беседка
Беседка
Если верить тому, что написано на сайте europa-asia.narod.ru, обелискам на этом месте не везёт: "На развилке, еще до революции, была установлена отметка границы в виде легкой и изящной металлической пирамидки. В 1973 году, когда на Теплой Горе проводился областной слет туристов, была установлена другая отметка. Современная же конструкция — макет ракеты — существует с 1985 года".
Дореволюционная стела

Макет ракеты ("ракета из металлолома") упоминает в своем рассказе Александр Дмитриевский из Донецкого клуба автостопа «Магістраль» (это было в 2000 г).
На этом история с граничными знаками не закончилась.
2002-м годом датирована приведенная выше фотография гранитной стелы (которая с девушками), т.е. "ракеты" уже не было.
В 2005 г. Павел Багдонас из Перми увидел разрушеной и  эту стелу. Осталось только её основание, которое можно видеть и сейчас.
(Замечу в скобках, что на сайте europa-asia.narod.ru  на фотографии иллюстрирующей описание этого знака изображен совсем другой знак, установленный газовиками на трассе газопровода "Сияние Севера". Эта и некоторые другие неточности несколько портят впечатление от неплохого источника информации по теме).
Дорога: до Промыслов — асфальт, от Промыслов до "обелиска" — щебенка от среднего до хорошего качества.
Координаты: 58°38'26,06"с. ш. 59°10'45,95"в. д.

4. Теплая гора

Обелиск "Европа-Азия" под названием "У поселка Теплая гора" попал в мой список пограничных знаков несколько месяцев назад. Я встретил его описание на двух сайтах: europa-asia.narod.ru  и welcome-ural.ru. На тот момент никаких указаний, где именно его следует искать, эти источники не давали.
Е. Островский в своём блоге передположил, что обелиск установлен на левом берегу Койвы у дороги ведущей в пос. Промысла на месте, отмеченном символом "памятник/монумент" на генштабовских картах. Примерно в этом же месте обозначен памятник/монумент на карте Navitel'а. Евгений побывал там, однако зимой и в темноте не смог ничего найти, и предположил, что знак может скрываться под снегом.
Я попытался найти обелиск летом и при дневном свете.
По прибытии на место выяснилось, что карты не врут, и в указаном месте действительно есть памятник, но это не "Европа-Азия". Это, видимо, памятник какому-то красноармейцу (или всем сразу).
Памятник на берегу Койвы
Других монументов поблизости обнаружить не удалось.
По прибытии домой обнаружил, что информация на сайте europa-asia.narod.ru  изменилась и под заголовком "Теплая гора" скрывается описанное выше место на развилке Промысла — Медвежка — Косья.
В пользу этой версии говорят и другие факты:
  1. Место у Тёплой горы находится сравнительно далеко от главного (и, вообще, какого-либо) водораздела, в то время как развилка Промысла — Медвежка — Косья — практически точно на главном водоразделе.
     
  2. Судя по рассказу Александра Дмитриевского, граничный знак ("ракета из металлолома") находился по дороге между Теплой горой и Качканаром (в то время действующая сейчас трасса ещё не была построена).
Координаты: 58°32'19,09"с. ш. 59°05'09,28"в. д. (памятник красноармейцу)
Дорога: до Теплой горы — асфальт (на участок участке Промысла — Теплая гора много неожиданных очень широких и глубоких ям, а также вспучиваний, знаки "40"); в Теплой горе главная улица асфальтирована; подъезд к мосту через Койву (старая дорога в Промысла) — щебенка, местами размытая ручьями (на пузотерке проходится до моста), через мост и до памятника — пешком (около 100 м).
Мост через Койву на старой дороге Теплая гора — Промысла непреодолим для неэкстремальных водителей/автомобилей
Мост через Койву в п. Теплая гора

Достопримечательности

1. Гора Колпаки

Гора находится в 6 км от Промыслов по дороге в Медведку. Место известное и очень популярное, в том числе из-за легкодоступности.
Гора Колпаки
Название гора получила за скальный гребень из останцов характерной формы на её вершине.
Дорога Промысла — Медведка проходит у подножия горы, от дороги на вершину к живописной поляне у скал ведёт грунтовка (легковые автомобили оставляем внизу — не пройдут).
Колпаки
Подъём очень легкий, занял не больше 20 мин. Спуск — меньше 10 мин. Перепад высот около 130 м.
С поляны стоит подняться на одну из скал. Туда ведёт "лестница", заканчивающаяся смотровой площадкой, так что навыки скалолазания не потребуются.
Колпаки. Смотровая площадка
Вид со смотровой площадки стоит того, чтобы сюда приехать — панорама почти на 360° на десятки километров.
Юг (верхушка соседней скалы похожа на льва).
Лев

Север.
Колпаки
Северо-восток (гора Качканар)
Гора Качканар. Вид с горы Колпаки
Запад (на преднем плане ск. Чертов палец, стоящая чуть в стороне от остальных "колпаков", на горизонте хребет Басеги)
Ск. Чертов палец

Координаты: 58°36'55,00"с. ш. 59°10'56,00"в. д.
Дорога до подножия горы описана выше, далее, от точки 58°36'47,30"с. ш. 59°10'26,90"в. д. до вершины — грунтовка.

2. Место находки первого российского алмаза

Рядом с поселком Промысла (до революции — Крестовоздвиженские промысла или Крестовоздвиженские прииски) в Адольфовом логу на берегу речки Полуденки был найден первый российский алмаз. В честь этого события на окраине поселка у старой дороги в пос. Теплая гора установлен памятный знак.
Памятный знак на месте находки первого российского алмаза.
На табличке надпись "Здесь 5 июля 1825 г. Павлом Поповым был найден первый Российский алмаз".
Координаты: 58°33'35,00"с. ш. 59°08'26,00"в. д.
Дорога: до Промыслов — асфальт, улицы в поселке и старая дорога в Теплую гору — грунтовка со следами щебенки (на пузотерке проезжается до самого "монумента", дальше не пробовал).

Источники:

  1. Весновский В. Иллюстрированный путеводитель по Уралу. — 1-е изд. — Екатеринбург: Типография "Уральской жизни", 1904. — С. 163 — 166. — 442 с.
  2. Ворощук Д., Жидкова С. По Уральскому хребту вдоль границы "Европа-Азия". — http://welcome-ural.ru/add/745/
  3. Знаки границы европа-азия. — http://www.europa-asia.narod.ru/znak/znak.htm
  4. Иванова С. Центр цивилизации. — http://www.kamdolina.ru/rel/rel_news.php?page=166&tag=&sort=data&desc=DESC&news_id=255
  5. Весь Урал. 33 маршрута выходного дня. — Екатеринбург: "Азимут", 2009. — С. 106 —109. — 442 с.

Европа-Азия. Кедровка

Маршрут

Екатеринбург - Кушва - Верх. Баранча - Кедровка

Обелиски

1. На дороге Кушва - Серебрянка



Памятный знак установлен на перевале у горы Кедровка на небольшой поляне на 27-м километре дороги. Выполен он в виде часовни из чугунного литья. Когда-то купола были позолочены, а на шпиле был установлен царский герб.
В гражданскую войну обелиск был разрушен, часть деталей утеряна. В 1970-х годах силами туристов Нижне-Салдинского завода обелиск был восстановлен.

На всех четырёх сторонах памятного знака отлиты надписи.
На западной — «Европа», на восточной — «Азiя».
Европа-Азия. Кедровка. Вид из Европы 

На южной, обращенной к дороге —
Въ память переѣзда через Уралъ
ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЫСОЧЕСТВА
ГОСУДАРЯ ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ
ВЛАДИМİРА АЛЕКСАНДРОВИЧА
3 Августа 1868 года.

Европа-Азия. Кедровка. Вид с южной стороны

На северной —
Отъ
Золотопромышленниковъ
Сѣвернаго
Урала.

Отливалъ Н. Романовъ
Архитекторъ В. Архиповъ
Европа-Азия. Кедровка. Вид с северной стороны

Дорога: от Екатеринбурга до 13-го км дороги на Серебрянку — асфальт, за исключением моста через железную дорогу на выезде из Кушвы и прилегающих к нему участков (около 700 м), где дорога разбита (проехать можно на любом автомобиле); затем до Кедровки (дальше не проверял)- отличная ровная щебенка.

Координаты: 58°11'21,19"с. ш. 59°26'04,51"в. д.

Источники:
  1. Весновский В. Иллюстрированный путеводитель по Уралу. — 1-е изд. — Екатеринбург: Типография "Уральской жизни", 1904. — С. 187. — 442 с.
  2. Ворощук Д., Жидкова С. По Уральскому хребту вдоль границы "Европа-Азия". — http://welcome-ural.ru/add/745/

2. На «Солдатской» дороге

До этого знака доехать не смогли. Последние 4,5 км непроходимы на легковушке, а к пешему походу мы были не готовы и не укладывались по времени.
Европа-Азия. Баранчинский
Фото отсюда
Дорога: после В. Баранчинского пруда поворот налево до «солдатской» дороги — 7 км — щебёнка, сильно разбитая, глубокие ямы (на пузотерке проехать очень трудно); «солдатская» дорога — глинистая грунтовка, глубокие колеи, на легковушке непроходима.
Координаты (приблизительно): 58°08'40,66"с. ш. 59°26'57,38"в. д.
UPD.: К знаку можно легко подъехать зимой, что мы и сделали

Достопримечательности

Перевал Ермака через Урал

Где-то в этих местах Ермак по пути в Сибирь переваливал через Уральский хребет от реки Серебряной к реке Баранче.
Источники:
  1. Шашков А.Т. Сибирский поход Ермака: хронология событий 1581 — 1582 гг.//Изв. Уральск, ун-та. — 1997. №7. Сер. Гуманит. науки. Вып. 1.
  2. Скрынников Р.Г. Ермак. М.: Молодая гвардия. 2008. 256 с. ISBN: 978-5-235-03095-4

Гора Благодать

Сегодня ее правильнее назвать дыра Благодать. Знаменитое месторождение железной руды cейчас полностью выработано. На месте горы образовался карьер диаметром около километра и глубиной до 315 метров. В сентябре 2003 года Гороблагодатский рудник официально прекратил свое существование.
Гора Благодать. Карьер
Снимок сделан с точки: 58°17'46,19"с. ш. 59°47'06,39"в. д. (дорога — хорошая щебенка)

На горе Благодать установлен памятник вогулу Степану Чумпину, который открыл месторождение.

Фото: Vladimir Polushin.
Координаты: 58°17'19,39"с. ш. 59°47'16,24"в. д.
Про Степана Чумпина историю открытия и названия горы, связанную с этим легенду и её разоблачение читайте по ссылкам ниже.
Источники:
  1. Весновский В. Иллюстрированный путеводитель по Уралу. — 1-е изд. — Екатеринбург: Типография "Уральской жизни", 1904. — С. 173 — 178. — 442 с.
  2. Кучин А. Кушвинская Благодать.//Накануне.RU — 22.03.2004 — http://www.nakanune.ru/articles/kushvinskaja_blagodat_

Баранчинский пруд

Очень живописное место. На противоположном от В. Баранчи берегу есть удобная поляна для пикника.
Баранчинский пруд
Координаты: 58°13'36,72"с. ш. 59°33'11,37"в. д.

Европа-Азия. Дорога пос. Асбест - Косой Брод

Маршрут

Екатеринбург - Сысерть - пос. Асбест - столб "Европа-Азия" на дороге в Косой Брод

Обелиск

на маршруте только один, он же — конечная точка

Знак Европа-Азия. Дорога пос. Асбест-Косой Брод

Этот столб был установлен 16 июня 2007г. ребятами из клуба "Вояджер" по инициативе одного из членов Кирилла Вялых. Описание столба нашёл здесь. Тут же хорошее описание пути. Координаты знака обнаружил в фотоальбоме Е. Островского.

Дорога: почти до границы Сысертского и Полевского районов (56°28'51,10"с. ш. 60°26'59,70"в. д.) — асфальт; дальше едем по гравийке, не очень хорошей, но проходимой на пузотерках до точки 56°28'43,70"с. ш. 60°25'17,60"в. д. (дорога идёт дальше, но через 200 м заканчивается тупиком); остальной путь — 1,5 км — идём пешком по лесовозной дороге, которая отходит влево от гравийки (на внедорожнике, скорее всего, удастся проехать до самого знака).
Знак установлен на небольшой полянке у самой дороги справа по ходу.

Координаты: 56°28'40,64"с. ш. 60°24'06,09"в. д.

Европа-Азия. Станция Вершина, дорога Ревда-Дегтярск

Маршрут


Екатеринбург - Первоуральск - ст. Вершина - Ревда - дорога к Дегтярску - Ревда - Екатеринбург

Обелиски


1. Станция Вершина


Бетонный обелиск был установлен рядом с о. п. Вершина во время подготовки к VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов, проходившему в Москве в 1957 г. [источник] напротив километрового столба "1777/1778".
 
Дорога: до обелиска у горы Березовой (асфальт),
сразу после обелиска, если ехать от Первоуральска, поворот налево, дорога на северо-восток, к садам (гравий, пузотерка проходит легко) около 1 км до просеки "север-юг",
далее — пешком (около 1 км), сначала по просеке на север до пересечения с просекой "восток-запад", затем по тропе (или дороге?) на северо-запад.
Есть другой вариант пути — пешком от обелиска у Березовой горы по просекам, но я его не пробовал.

2. Дорога Ревда-Дегтяск

Стела Европа-Азия на дороге Ревда-Дегтярск

Обелиск установлен в 1984 году-к 250-летию г. Ревды. Изготовлен Дегтярским рудоуправлением по проекту художника Л. Г. Меншатова и архитектора 3. А. Пуляевской [europa-asia.narod.ru/znak/revda.htm].
Находится он  рядом со старой веткой дороги Ревда-Дегтяск. Сейчас дорога пересекает  железнодорожную ветку по мосту, а до его постройки проходила левее (если ехать из Ревды). На старой дороге сохранилось асфальтовое покрытие, однако въезды на неё тщательно забарикадированы, поэтому последние 100 м придётся пройти пешком, свернув влево в самом начале подъёма на мост (со стороны Ревды).
Знак, видимо, кто-то собирался демонтировать, но, к счастью, не довел дело до конца.
Хочу заметить, что знак расположен далеко от главного водораздела (более 11 км по прямой), поэтому не имеет отношения к границе Европы и Азии по Татищеву. Возможно, его создатели считали границей линию, соединящую высшие вершины главного уральского хребта.
Спасибо Евгению Островскому за его фотоальбом с координатами граничных знаков.

Список обелисков "Европа-Азия"

1. Пролив Югорский Шар

Знак находится на берегу пролива Югорский шар в месте наибольшего сближения острова Вайгач с материком примерно в двух километрах от полярной станции "Югорский Шар". Знак был установлен в 25 июля 1975 г сотрудниками Северного филиала Географического общества и участниками экспедиции на катере «Замора», повторявшей путь поморов от Архангельска до Диксона. Знак представляет собой деревянный столб с укрелленным на вершине металлическим листом с надписью "Европа-Азия", к столбу прибита цепь с якорем.
Ссылки:
http://www.lib.ru/HIST/FEDOROWSKIJ/veter.txt
http://www.e1.ru/talk/forum/go_to_message.php?f=156&t=13134&i=56313
Координаты: 69°48'20,5"с. ш. 60°43'27,7"в. д.

2. Крайняя восточная точка Европы

Точка находится на полярном Урале между верховьями рек Малая Уса и Малая Щучья на границе Ямало-Ненецкого АО и Республики Коми. Впервые точка обозначена в 2003 г группой туристов при поддержке "Российской газеты". Знак (на фото) не сохранился. В 2006 г был установлен новый знак в виде пирамиды из камней с прикреплённой табличкой.
Ссылки:
http://www.rg.ru/2006/08/18/ekspedicia.html
http://www.panoramio.com/photo/1084065
Координаты: 67°45'13,2"с. ш. 66°13'38,3"в. д.

3. Полярный Урал

На ж.д. станции Полярный Урал. Ветка Воркута-Лабытнанги
Ссылки:
http://welcome-ural.ru/add/745/
Координаты: 67°00'50,2"с. ш. 65°06'48,4"в. д.

4. Неройка

Знак расположен на Приполярном Урале неподалеку от поселка Саранпауль на перевале Щекурьинский проход по водоразделу рек Большой Паток и Щекурья в районе горы Неройка (1646м). Установлен рабочими Неройского рудника.
Ссылки:
http://www.e1.ru/talk/forum/go_to_message.php?f=156&t=13134&i=46549
http://welcome-ural.ru/add/745/
http://www.europa-asia.narod.ru/znak/saran.htm
Координаты: 64°39'21,1"с. ш. 59°41'09,4"в. д.

5. Газопровод "Сияние севера"

Установлен газовиками, находится на дороге, идущей из поселока Вуктыл вдоль газопровода «Сияние Севера» на центральную базу природного парка Югыд-ва.
Ссылки:
http://www.e1.ru/talk/forum/go_to_message.php?f=156&t=13134&i=46549
http://welcome-ural.ru/add/745/
http://www.backpacker.narod.ru/2003.htm
Координаты: 63°17'21,8"с. ш. 59°20'43,5"в. д.

6. У истока Печоры

У истока Печоры
Ссылки:
http://foto.mail.ru/community/aktivnue/61/583.html
http://ushakovpetr.livejournal.com/806.html
Координаты: 62°11'56,2"с. ш. 59°26'37,1"в. д.

7. Высота 708,9 к сев. от горы Яныгхачечахль

Самодельный знак в виде деревянного шеста с табличками, укрепленного в пирамиде из камней
Ссылки:
http://ushakovpetr.livejournal.com/806.html
Координаты: 62°01'47,6"с. ш. 59°26'07,9"в. д.

8. Граница Свердловской, Пермской обл. и республики Коми

Гора Саклаимсори-Чахль. Здесь в одной точке сходятся восемь границ: Европы, Азии, Пермской и Свердловской областей, Республики Коми, бассейнов трех великих рек России - Оби (Пурма), Печоры (Малая Хозья) и Волги (Вишера). Памятный столб «Европа—Азия» был установлен 25 июля 1997 в честь 200-летнего (?) юбилея Пермской области. На столбе надпись: "Губернатор Игумнов на память потомкам!" :-)
Ссылки:
http://tourism.perm.ru/html/otchet/sevur98.htm
http://riaural.ru/prirodnye-zapovedniki_reka-vishera.html
Координаты: 61°39'47,3"с. ш. 59°20'56,2"в. д.

9. Поповский Увал

На перевале через Поповский увал (высота с отметкой 774 м) на дороге из Ивделя на Сибиревский прииск
Ссылки:
http://n-tagil.com/stern/tourism/sever2006.html http://www.skitalets.ru/works/2008/pokhod_loginova/
http://www.skitalets.ru/ski/2008/ural02_loginova/ http://www.alpindustria.ur.ru/region_13_programm_507__.html
Координаты: 60°57'39,9"с. ш. 59°23'05,4"в. д.

10. У Казанского камня

По дороге из Североуральска к водопадам на реке Жиголан, у подножья Казанского камня.
Ссылки:
http://welcome-ural.ru/add/745/
http://www.panoramio.com/photo/25515135
Координаты: 60°03'56,2"с. ш. 59°03'41,3"в. д.

11. Кытлым

В 8 км от пос. Кытлым на дороге, ведущей в Верхнюю Косьву и Усть-Тылай у подножья г. Косьвинский камень. (По данным http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=458 - 12км, координаты N59°28.852' E59°1.248'.) Установлен в 1981 году работниками Южно-Заозерского прииска. Нижняя часть обелиска стальная труба диаметром 30 см. Верхняя часть плоская металлическая фигура, напоминающая стрелку-указатель.
Ссылки:
http://welcome-ural.ru/add/745/
http://wikimapia.org/15418139/ru/Стела-«Европа-Азия»
Координаты: 59°29'27,9"с. ш. 58°59'23,5"в. д.

12. Павда

Знак стоит на развилке трех лесных дорог, ведущих в Павду, Кытлым и Растёс
Ссылки:
http://ushakovpetr.livejournal.com/806.html
http://www.e1.ru/talk/forum/go_to_message.php?f=156&t=13134&i=37047
Координаты: 59°20'00,0"с. ш. 59°08'55,3"в. д.

13. У горы Колпаки

У дороги от пос. Промысла (Пермская обл.) на север, на развилке Медведка-Косья. Знак разрушен.
Ссылки:
http://content.foto.mail.ru/community/aktivnue/61/i-78.jpg
Координаты: 58°38'25,0"с. ш. 59°10'41,0"в. д.

14. Промысла

Обелиск расположен у дороги Качканар — Чусовой в 9 км от поселка Промысла (в сторону Свердловской области).
Построен по проекту Алексея Залазаева в 2003 году. Это один из самых больших обелисков, его высота — 16 м. Через дорогу от обелиска устроена смотровая площадка с начерченой на асфальте линией, обозначающей границу частей света.

Координаты: 58°33'42,3"с. ш. 59°13'56,5"в. д.

15. Хребет Уральский

Знак установлен на перроне о. п. Хребет Уральский в 2003 г. в честь 125-летия Свердловской железной дороги.

Координаты: 58°24'44,1"с. ш. 59°23'47,4"в. д.

16. 276-й км Горнозаводской железной дороги

Одинаковые металлические фермы в виде трехгранных пирамид установлены по обе стороны железнодорожного полотна в 1878 году при строительстве Горнозаводской железной дороги. Обелиски находятся на 276-м километре дороги, между станцией Европейская и о.п. Хребет Уральский (6 км от Европейской, 8 км от Хребта Уральского).

Координаты: 58°24'06,0"с. ш. 59°19'37,4"в. д.

17. Кедровка

Установлен в 1868 году по заказу и на средства золотопромышленников Северного Урала. Расположен в 4 км. от поселка Кедровка на автодороге Кушва Серебрянка (через В. Баранчу) на перевале севернее горы Кедровка.

Координаты: 58°11'21,2"с. ш. 59°26'04,5"в. д.

18. Баранчинский

У дороги из пос. Баранчинский на запад, на перевале южнее горы Кедровка. Знак отлит из чугуна украшен орнаментом. На знаке надпись «Отлит на АО Баранчинском электромеханическом заводе по проекту А. Никитина в 1996 г.»

Координаты: 58°08'39,0"с. ш. 59°26'51,7"в. д.

19. Перевал Большой Урал

Стела находится на перевале Большой Урал по Серебрянскому тракту (Н.-Тагил - Серебрянка) недалеко от п. Синегорский. Установлена в 1967г. в честь 50-летия Великого Октября рабочими леспромхоза Синегорский ( автор проекта А.А. Шмидт). Основу сооружения составляет стела из листовой стали. Высота ее 9 метров. На верхней грани стелы металлические серп и молот.

Координаты: 57°53'43,1"с. ш. 59°33'53,6"в. д.

20. Елизаветинское

На старом Демидовском тракте (прямая просека от Н. Тагила до Висимо-Уткинска) на запад от с. Елизаветинское у горы Красный столб. Он представляет собой деревянный столб с указателями частей света. Поставлен в 1957 году супругами М.Е. и В.Ф. Ляпуновыми (по другим данным лесником Черноисточинского охотохозяйства в 1977 году).

Координаты: 57°47'20,9"с. ш. 59°37'54,7"в. д.

21. Уралец

Столб установлен на перевале через хребет Веселые Горы (дорога Н. Тагил - Черноисточинск - Висим) вблизи поселка Уралец в 1961 г в честь полета в космос Юрия Гагарина и посвящён первым успехам советской космонавтики. Квадратную колонну 6 м высотой, венчает макет земного шара, в первоначальном варианте вокруг шара по стальным «орбитам» «вращаются» спутники и корабль «Восток». Автор проекта - В. П. Красавченко. Стороили рабочие механического завода поселка Уралец.

Координаты: 57°40'38,0"с. ш. 59°41'58,5"в. д.

22. Гора Билимбай (Веселые горы)

Знак с надписью "Веселые горы" на восточном склоне склоне горы Билимбай у обочины лесовозной дороги.

Координаты: 57°32'44,9"с. ш. 59°41'35,0"в. д.

23. Старик-Камень

Установлен на обочине дороги, ведущей из Карпушихи к подножию Старика-камня (и далее в Бол. Галашки). На деревянном столбике деревянная же табличка с вырезанной надписью "Европа-Азия" и крестиком.

Координаты: 57°28'55,0"с. ш. 59°45'53,3"в. д.

24. Новоуральск

Установлен туристами клуба «Кедр» в 1985 г. Автор проекта Борис Шитиков. Он же спроектировал и «изюминку» столба - солнечные часы. Активно принимали участие в его изготовлении туристы М. Чернякин, В. Евстахов, В. Михайлов и А. Болтушин. Устанавливать столб и выставлять его по солнечному меридиану (для того, чтобы часы показывали точное время) помогали ребята из подросткового туристского клуба «Нейва».
Ссылки:
http://welcome-ural.ru/add/745/
http://www.tavatuy.ru/geografiya/pokhody-vykhodnogo-dnya/
Здесь другой календарь... / авт.-сост.: А. Б. Бутырин, Н. Е. Гелеверов, П. А. Исаков, М. В. Чернякин. — Новоуральск : [б. и.], 2003. — 332 с. : ил.
Координаты: 57°13'19,6"с. ш. 59°59'20,7"в. д.

25. Старая билимбаевская дорога

На западном склоне горы Медвежка, на старой билимбаевской дороге (дорога из Новоуральска к садам) установлена мраморная плита с надписью "Здесь будет установлен знак Европа-Азия в честь строителей города".

Координаты: 57°11'27,1"с. ш. 60°02'37,5"в. д.

26. Гора Медвежка

На вершине горы Медвежка в ноябре 2006 года энтузиасты из расположенного неподалеку санатория «Зеленый мыс» установили знак «Европа — Азия». Он располагается с южной стороны небольших скал на вершине. Знак Европа-Азия, который представляет собой металлическую треугольную пирамиду. Наверху пирамиды находятся металлический шпиль, знак солнца и указатели Европа и Азия.
Ссылки:
http://foto.rambler.ru/users/1243petr/59/P4070153/
http://urbibl.ru/Stat/Dostoprimechatelnosti/otkrit_okrestnosti.htm
Координаты: 57°11'11,7"с. ш. 60°04'10,3"в. д.

27. Бунарский хребет

Cтолб установлен в 1966 году на автодороге, идущей через Билимбай в Мурзинку. Он находится между деревнями Починок и Тарасково на хорошо заметном перевале через Бунарский хребет (в этом месте дорога пересекает широкую просеку и ЛЭП). Место установки не совпадает с главным водоразделом.

Координаты: 57°05'01,0"с. ш. 59°58'17,2"в. д.

28. Гора Котел

Установлен 25 мая 2011 года туристами Екатеринбурга и Новоуральска. Установка пограничного знака приурочена ко Дню Пограничника. Изготовлен по проекту П. Ушакова и А. Лебедкиной. Нижняя часть - стальная труба, сверху стрелка с надписью Европа - Азия, на ней два целующих голубя. Символизирует дружбу и любовь между людьми и континентами.
Ссылки:
http://ushakovpetr.livejournal.com/806.html
http://www.e1.ru/talk/forum/go_to_message.php?f=156&t=13134&i=36635
Координаты: 56°58'18,0"с. ш. 60°06'02,0"в. д.

29. О.п. Вершина

Бетонный обелиск был установлен рядом с о. п. Вершина во время подготовки к VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов, проходившему в Москве в 1957 г.

Координаты: 56°52'55,0"с. ш. 60°03'56,3"в. д.

30. Гора Березовая

На старом Московском тракте у подножия горы Берёзовой недалеко от въезда в Первоуральск со стороны Екатеринбурга. На этом месте в 1837г. был установлен самый первый знак «Европа — Азия».

Координаты: 56°52'13,0"с. ш. 60°02'52,0"в. д.

31. Первоуральск

На дороге от нового Моссковскогоо тракта к Первоуральску. Обелиск ранее находился у горы Берёзовой. Перемещён в 2008 г.

Координаты: 56°52'04,0"с. ш. 60°02'41,7"в. д.

32. Новомоссковский тракт

На 17 км Новомоссковского тракта

Координаты: 56°49'55,7"с. ш. 60°21'02,6"в. д.

33. Ревда-Дегтярск

На дороге из Ревды в Дегтярск. Установлен в 1984 к 250-летию Ревды (место установки далеко от главного водораздела)

Координаты: 56°46'14,8"с. ш. 60°01'35,7"в. д.

34. Каменная гора

Обелиск «Филин», был установлен учащимися школы №21 г.Ревды на горе Каменной Ревдинско - Уфалейского хребта.

Координаты: 56°45'05,4"с. ш. 60°00'20,2"в. д.

35. Курганово

На полевском тракте перед въездом в с. Курганово со стороны Екатеринбурга

Координаты: 56°38'34,3"с. ш. 60°24'05,4"в. д.

36. ст. Мраморская

Установлен на станции Мраморская напротив платформы. Столб высотой около 3-х метров с черно-белыми полосами и прикрепленными в верхней части табличками с указателями частей света. Между указателями написано «Урал», и прикреплена фигурка Хозяйки Медной горы (по виду - скорее, соболь).

Координаты: 56°32'13,9"с. ш. 60°23'41,8"в. д.

37. с. Мраморское

На въезде в село со стороны Косого Брода перед ж.д. переездом слева от дороги. Самодеятельный обелиск установлен Чесноковым В.Г. (автор замысла) и Вилисовым В.П. (помощник) 20 октября 2005. Сейчас обелиск разрушен.

Координаты: 56°31'36,3"с. ш. 60°23'35,3"в. д.

38. Косой брод-Асбест

По дороге из п. Косой брод в п. Асбест. Установлен 16 июня 2007г. ребятами из клуба "Вояджер".

Координаты: 56°28'40,6"с. ш. 60°24'06,1"в. д.

39. Полевской (Беседка)

Маленькая деревянная беседка у дороги, установлена Полевским лесхозом в 2001 г.

Координаты: 56°26'10,0"с. ш. 60°16'50,0"в. д.

40. Большие Егусты

Знак расположен на обочине дороги дороги Слюдорудник — Большие Егусты в 2,5 км от Егустов с левой стороны. Бетонная стела в виде острой трех гранной пирамиды с табличками-указателями «Европа» и «Азия» установлена над родником, от которого начинается ручей, текущий в Азию.

Координаты: 55°37'22,6"с. ш. 60°15'17,3"в. д.

41. ст. Уржумка

Установлен вблизи станции Уржумка железной дороги Челябинск-Златоуст (первая станция от Златоуста в сторону Челябинска) в 1892 году в знак завершения строительства участка Транссибирской железнодорожной магистрали. Пограничный столб сложен из гранитных тесаных «кирпичей», которые использовались в облицовке придорожных сооружений. Автор проекта Н. Г. Гарин-Михайловский.

Координаты: 55°06'53,7"с. ш. 59°46'58,0"в. д.

42. Златоуст

На федеральной трассе М5 «Урал» на перевале через хребет Урал-Тау в 1987 году установлена стела из нержавеющей стали на высоком каменном основании. Автор макета - архитектор С. Побегуц.

Координаты: 55°01'05,3"с. ш. 59°44'05,7"в. д.

43. Исток Урала

Памятную доску с надписью "Здесь начинается река Урал" установила самодеятельная экспедиция 1973 года. Знак выполнен из чугуна, до наших дней дошел не в первоначальном виде. В двухтысячных годах был установлен мостик через исток.
Ссылки:
http://www.e1.ru/talk/forum/go_to_message.php?f=156&t=13134&i=69589
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA_%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B8_%D0%A3%D1%80%D0%B0%D0%BB
Координаты: 54°41'39,9"с. ш. 59°24'44,7"в. д.

44. Новобайрамгулово

Стелы установлены с обеих сторон моста через р. Урал на дороге Учалы-Белорецк между пос. Уральск и д. Новобайрамгулово (Башкирия).

Координаты: 54°05'42,5"с. ш. 59°04'04,8"в. д.

45. Новобайрамгулово. Старый

Стелы установлены с обеих сторон старого разрушенного моста через р. Урал на дороге Учалы-Белорецк между пос. Уральск и д. Новобайрамгулово (Башкирия). Построены в 1968 году по эскизу художника Д. М. Адигамова и архитектора У. Ф. Зайникеева. Обелиски представляют из себя плоские стелы , увенчанные изображениями серпа и молота, а в нижней части обелисков находится изображение земного шара.

Координаты: 54°05'33,9"с. ш. 59°04'11,9"в. д.

46. Верхнеуральск

В 2006 году на реке Урал, на том самом месте, где располагалась Верхнеяицкая крепость, был установлен географический знак, отмечающий границу Европа-Азия. Рядом стела в честь основания Верхнеяицкой крепости.

Координаты: 53°52'27,7"с. ш. 59°12'16,8"в. д.

47. Магнитогорск

Обелиск установлен в 1979 г. на правом берегу р. Урал при въезде на Центральный мост в честь 50-летия города по проекту архитектора В.Н.Богуна. Обелиск представляет собой два массивных куба с символическим изображением Земли, разделенной на две части с буквами «Е» и «А». На самом мосту - 4 стелы, символизирующие границу между Европой и Азией. В центре моста - уникальный дорожный знак «Европа-Азия».
Ссылки:
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=6252
http://foto.mail.ru/mail/privalov_53/1/24#251
Координаты: 53°25'20,2"с. ш. 59°00'10,6"в. д.

48. Оренбург. Пешеходный мост

Колонна с буквами «Европа» и «Азия» на пешеходном мосту через Урал.

Координаты: 51°45'11,9"с. ш. 55°06'26,8"в. д.

49. Оренбург. Автомобильный мост

Стела на южном берегу Урала у автомобильного моста через Урал.

Координаты: 51°44'59,4"с. ш. 55°05'29,9"в. д.

50. Уральск (Казахстан)

Монумент располагается у моста через реку Урал при въезде в город со стороны аэропорта. Он представляет из себя стелу, состоящую из трех вертикальных элементов на которые нанизаны два железобетонных пояса и декоративный орнаментальный элемент. Завершает всю композицию шар, символизирующий земной шар, опоясанный объемной надписью «Европа- Азия». Вертикальные элементы и горизонтальный пояс облицованы мрамором белого и серого цвета. Автор проекта - А. Голубев. Монумент был установлен в 1984 году.
Ссылки:
http://www.yaik.nichost.ru/forum/showthread.php?t=796&page=2
Координаты: 51°13'18,0"с. ш. 51°25'59,0"в. д.

51. Орск

На мосту через р. Урал на одном из столбов вывеска, с одной стороны которой написано «Европа», с другой - «Азия».
Ссылки:
http://www.panoramio.com/photo/10106158
Координаты: 51°12'38,0"с. ш. 58°32'52,0"в. д.

52. Атырау

Мост через р. Урал в Атырау (областной центр Атырауской области Республики Казахстан). С двух сторон моста беседки с надписями, соответственно, «Европа» и «Азия».
Ссылки:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%82%D1%8B%D1%80%D0%B0%D1%83
Координаты: 47°06'18,0"с. ш. 51°54'53,2"в. д.

53. Нефтекумск

Один из вариантов проведения границы между Каспийским и Черным морями - по Кума-Манычской впадине. Стела установлена в 1986 году. Архитектор: Н.А.Постол
Ссылки:
http://www.e1.ru/talk/forum/go_to_message.php?f=156&t=13134&i=71571
http://www.panoramio.com/photo/64526362
http://www.neftekumsk.com/city/show/?ELEMENT_ID=2785
Координаты: 44°45'14,3"с. ш. 44°58'40,0"в. д.

По границе Европа-Азия. От Уфалея до Екатеринбурга

Маршрут

В. Уфалей - Сельки - Полдневая - Полевской - Косой Брод - Мраморское - Косой Брод - Полевской - Курганово - Горный Щит - Екатеринбург.

Знаки "Европа-Азия"

1. Полевской

Дорога Полевской - Станционный Полевской, ближе к станции у поворота к садам установлена деревянная беседка. На столбах надписи "Европа-Азия". 
Беседка "Европа-Азия"
Место установки не совпадает с границей (водоразделом Волжского и Обского бассейнов), так как Чусовая протекает в 2...3 км к востоку, а водораздел, естественно, находится ещё восточнее.
Дорога: асфальт.
Координаты: 56°26'10.67"с.ш. 60°16'50.60"в.д.

2. Село Мраморское

Въезд в село Мраморское со стороны Косого Брода метров за 50 до ж/д переезда слева от дороги.
Самодеятельный обелиск установлен Чесноковым В.Г. (автор замысла) и Вилисовым В.П. (помощник) 20 октября 2005 [источник]. Сейчас обелиск разрушен.
Когда-то выглядел так
А теперь так
Разрушеный обелиск
Дорога: асфальт.
Координаты: 56°31'53.61"с.ш. 60°23'34.88"в.д.

3. Станция Мраморская

Знак расположен напротив платформы по ту сторону ж/д путей.
Знак Европа-Азия на станции Мраморская 
Лучше сфотографировать не удалось - солнце в лицо, а с другой стороны не зайти, потому что снег глубокий. У других есть получше фото.
Мраморская - первая европейская станция на железной дороге Екатеринбург-Челябинск.
Дорога: асфальт.
Координаты: 56°32'14.39"с.ш. 60°23'38.78"в.д.

4. Курганово

У села Курганово на Полевском тракте со стороны Екатеринбурга.
 
На обелиске две надписи:
Знак установлен в год 250-летия со дня научного обоснования границы между Европой и Азией русским государственным деятелем XVIII века В. Н. Татищевым
Знак установлен в год 250-летия со дня научного обоснования границы между Европой и Азией русским государственным деятелем XVIII века В. Н. Татищевым
 Здесь проходит самая восточная граница Европы- на Среднем Урале
Здесь проходит самая восточная граница Европы- на Среднем Урале
Со второй надписью мне не всё понятно. Если граница проходит по водоразделу, то, как указывает С. И. Ворошилин, есть точки восточнее (например "высота 390 м, к востоку от пос. Мраморское").
Обелиск открыт в июне 1986 года по решению Полевского горисполкома, место выбрано совместно с членами Свердловского отдела Географического общества СССР [источник]
Дорога: асфальт.
Координаты: 56°38'34.32"с.ш.  60°24'5.35"в.д.

О достопримечательностях вдоль маршрута можно прочитать здесь и здесь.
Кроме них обратил внимание на  два интересных объекта.
Журавль на НЛО (Северский трубный завод)

и монстрик на станции Мраморская

Монстрик очень понравился сыну и жене, которая про него написала у себя в журнальчике.

Обелиски "Граница Европы и Азии". Московский тракт


Как и многие в наших краях, заинтересовался обелисками (столбами, табличками и прочими знаками), обозначающими на местности границу Европы и Азии. Попробую посетить максимальное их количество. Начал, конечно же с самых известных и легкодоступных.

Маршрут

Екатеринбург - Первоуральск -Екатеринбург

Обелиски

1. На Новомосковском тракте (17-й км)


[фото: Sels ]
Стелу установило муниципальное предприятие «Столица Урала» в августе 2004 года. Архитектор Константин Грюнберг.
Таблички на постаменте стелы говорят, что в него заложены камни с крайних точек Европы (мыс Рока 38°46′51″ с. ш. 9°29′54″ з. д.)
Камень с крайней точки Европы [фото с сайта arkaim-travel.ru]
и Азии (мыс Дежнёва 66°04′45″ с. ш. 169°39′07″ з. д.)
Камень с крайней точки Азии
Координаты крайних точек, указанные на табличках отличаются от координат, приведённых в википедии или определённых по google maps (в пределах 1-2′). Кто точнее судить не возьмусь.
О правильности установки этого знака много споров. Хороший анализ провели Ворошилин С. И. и Винер В. А.
Дорога: асфальт.
Координаты: 56°49'55,68"с. ш. 60°21'02,65"в. д.

2. Первоуральск. На подъезде с Новомосковского тракта.

Обелиск "Европа-Азия" около Первоуральска
Находится на подъезде к Первоуральску с Новомосковского тракта, примерно за 300 м до стелы "Первоуральск", справа по курсу при движении к Первоуральску.
Первоначально знак располагался у горы Берёзовой на старом Московском (Сибирском) тракте, примерно в 300 м на северо-восток от нынешнего места.
Дорога: асфальт.
Координаты: 56°52'04,00"с. ш. 60°02'41,70"в. д.

3. Гора Берёзовая (старый Московский тракт)

Обелиск Европа-Азия на горе Березовой
На этом месте, как считается, был установлен первый обелиск "Европа-Азия".
Вероятнее всего это произошло в 1837 г., как указано на чугунной плите у подножия монумента.

Сначала шайтанскими мастеровыим по распоряжению Горного ведомства был установлен деревянный памятник в виде острой четырехгранной пирамиды с надписями «Европа» и «Азия».
Затем (в 1846 г.)  он был заменён на мраморную пирамиду с царским гербом.
После революции его разрушили, а в 1926 году воздвигли новый из гранита - тот, который описан выше.
В 2008 г. на этом месте построили новую стелу, она — на фото, а старую, как я уже сказал, переместили на другую дорогу к Первоуральску.
Здесь, на высшей точке Сибирского тракта, останавливались ссыльные в Сибирь, прощались с Россией и брали родной земли.
Ссылки:
  1. Трусов В. Правда о пограничном обелиске//Уральский следопыт. — 2003. — № 3
  2. Весновский В. Иллюстрированный путеводитель по Уралу. — 1-е изд. — Екатеринбург: Типография "Уральской жизни", 1904. — С. 416. — 442 с.
  3. http://www.po-miry.ru/POHOD/TURIZM_STATJA/PEHKOM/aziopa.htm
  4. http://prvregion.narod.ru/data/hstpm/obelisk.htm
  5. http://www.europa-asia.narod.ru/znak/per.htm
Координаты: 56°52'13,00"с. ш. 60°02'52,00"в. д.
Дорога: асфальт.