Путеводитель по границе Европы и Азии (dobryiadmin) wrote,
Путеводитель по границе Европы и Азии
dobryiadmin

Categories:

Европа-Азия.Горнозаводская железная дорога

Маршрут

Екатеринбург - Нижний Тагил - Хребет Уральский - Европейская

Обелиски Европа-Азия

1. Хребет Уральский

Европа-Азия на ст. Хребет Уральский (Горнозаводской железной дороги)
Знак установлен на перроне о. п. Хребет Уральский Горнозаводской ж. д. в 2003 г. в честь 125-летия  Свердловской железной дороги, о чем сообщает табличка

Этот знак установлен не на линии водораздела (она пересекает железную дорогу на 4 км западнее и там уже есть обелиски), а в более доступном месте, видимо, для удобства посещения.
Дорога: Екатеринбург — Нижний Тагил на автомобиле (отличный асфальт), далее на электричке Н. Тагил — Европейская (она же Н. Тагил — Чусовская) до о. п. Хребет Уральский. Напротив вокзала в Тагиле есть охраняемая стоянка (ул. Садовая, 4а, 57°54'29,70"с. ш. 59°59'33,40"в. д. ), цена — 100 р./сут.
Другие варианты:
Можно доехать до станции Азиатская через Кушву (по имеющейся у меня информации, вся дорога — асфальт, участок Кушва — Азиатская сам не проверял). Дальше на пузотерке не проехать. От Азиатской до Хребта Уральского два перегона на электричке. Некоторым владельцам внедорожников удаётся проехать до Хребта Уральского и даже до обелисков на 276 км.
Координаты: 58°24'44,10"с. ш. 59°23'47,40"в. д.

2. 276 км Горнозаводской ж.д.

Европа-Азия между ст. Европейская и ст. Хребет Уральский (Горнозаводской железной дороги)Европа-Азия между ст. Европейская и ст. Хребет Уральский (Горнозаводской железной дороги)
Одинаковые металлические фермы в виде трехгранных пирамид установлены по обе стороны железнодорожного полотна в 1878 году при строительстве железной дороги. Ребра пирамид изготовлены из рельсов, применявшиеся при строительстве дороги. До революции в камеры в верхней части обелисков устанавливали керосиновые фонари и зажигали их по ночам.
Дорога: от станции Хребет Уральский до обелисков пешком вдоль железной дороги 8 км (путь до Хребта Уральского описал выше), от обелисков до станции Европейская — 6 км. Поезда ходят редко, но есть места, где трудно сойти с пути (например, выемки в скалах, они же "полутоннели"), лучше там не задерживаться. От станции Европейская вернулись в Нижний Тагил на электричке.
Координаты: 58°24'06,00"с. ш. 59°19'37,40"в. д.

Достопримечательности

Главная достопримечательность маршрута сама Горнозаводская железная дорога. Это первая на Урале железная дорога общего пользования, а так же первая в России железная дорога, построенная русскими инженерами на местности с горным рельефом и в основном из местных материалов.
Укладка рельсов в Уральских горах потребовала колоссальной затраты сил. В частности, длина одних выемок в сплошном скальном грунте достигала 12 верст, глубина - 5 сажен, а на Луньевской ветке - даже 12 сажен. При пересечении многочисленных рек, ручьев, лощин и оврагов строителям пришлось возвести 646 искусственных сооружений, в том числе 316 мостов и 329 чугунных и каменных труб. На Луньевской ветке в горах был проложен один из первых в Европе туннелей длиною 65 сажен. Особенно тяжело пришлось на трассе Чусовская - Кушва длиной 172 версты. Постройка этого участка среди непроходимых лесов и сплошных гор потребовала огромных усилий.
Стройка велась очень быстро,от начала строительства до открытия регулярного сообщения на участке Пермь — Екатеринбург длиной почти 500 км прошло всего 3 года.

Источники

  1. Весновский В. Иллюстрированный путеводитель по Уралу. — 1-е изд. — Екатеринбург: Типография "Уральской жизни", 1904. — С. 163 — 166. — 442 с.
  2. Трусов В. Первые столбы на границе Европы и Азии // Уральский следопыт. — 2006. — № 4 (586).
  3. Харланович И. В. Уральская горнозаводская железная дорога. К 130-летию со дня ввода в эксплуатацию // Железнодорожный транспорт. — 2008. — № 10. — С. 66

Tags: Европа-Азия, Европейская, Хребет Уральский
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments